26-я Центрально-Азиатская Международная выставка «Пищевая промышленность»
26-я Центрально-Азиатская Международная выставка «Пищевая промышленность»

Почему в Алматы стали закрываться супермаркеты

Об этом Forbes.kz рассказали участники рынка.

22 06 2016frb 01

В мае 2016 крупная сеть «Рамстор» свернула свой большой, площадью 6 тыс. кв. м, магазин в ТЦ «Алтын Тараз» в Алматы, который работал с 2008. Чуть ранее в торговом центре Prime Plaza прекратил свою работу супермаркет «Парад». А в 2015 один из двух своих магазинов в Алматы закрыла для торговли крупная европейская сеть Metro.

Ранее с рынка ретейла вообще исчезли такие крупные бренды, как Gross, SM Market. При этом в своем недавнем интервью Forbes Kazakhstan руководитель розничной сети Magnum Cash&Carry Александр Гарбер (№49 рейтинга богатейших бизнесменов Казахстана - 2016) рассказал, что годовой оборот казахстанского рынка розничной торговли составляет $12 млрд, из которых только 40% приходится на цивилизованную торговлю. Гарбер видит в Алматы потенциал и говорит, что Magnum может спокойно построить в городе до четырех новых супермаркетов. Как бы в подтверждении слов г-на Гарбера в феврале 2016 в Казахстане открылся первый магазин крупнейшей международной сети Carrefour, которая рассматривает возможность открыть в Казахстане до 9 супермаркетов. Также рассматривается возможность выхода на казахстанский рынок сетей Auchan, OBI и Fix Price.

Однако некоторым компаниям приходится ужиматься или менять формат работы. В частности, в августе 2015 торговый центр Metro, расположенный в микрорайоне Дорожник в Алматы, был закрыт для розничных покупателей. Как сообщила Forbes.kz менеджер по связям с общественностью и продвижению бренда ТОО «Метро Кэш энд Керри» Виктория Кулинич, магазин переделали в оптовый склад и логистический центр распределения товаров по всем 7 торговым точкам Metro в Казахстане.

«По всему миру компания Metro работает в формате В2В – бизнес для бизнеса. В основном наши покупатели – профессиональные клиенты, которые могут приобретать все необходимые товары под одной крышей, как для бизнеса, так и для личных нужд. Это представители сегмента HORECA (отели, рестораны, кейтеринговые компании), трейдеры, небольшие магазины у дома, офисы и т.д» - сообщил по случаю закрытия магазина в Дорожнике генеральный директор ТОО «Метро Кэш энд Керри» в Казахстане Антон ван Горп. При этом подчеркнул, что второй магазин сети в Алматы доступен для розничного покупателя.

В компании «Рамстор Казахстан» на вопросы Forbes.kz ответил генеральный директор Айтуг Джан.

22 06 2016frb 02Объясняя, почему сеть решила закрыть магазин в ТЦ «Алтын Тараз», г-н Джан подчеркнул, что «Рамстор» пересматривает свою стратегию присутствия на Казахстанском рынке, отказываясь от количества в пользу повышения качества: сокращая количество магазинов, компания повышает стандарты для действующих торговых точек. Это касается повышения стандартов работы с покупателями, ужесточения контроля поставщиков, расширения ассортимента, замены оборудования на более современное и т.д.

При этом продолжают свою работу 19 супермаркетов сети в пяти городах Казахстана, а также один торговый центр и два онлайн-магазина. И пока в «Рамсторе» не планируют закрытие какого-либо еще магазина, так как их прибыль устраивает компанию.

«Однако, конечно же, не исключаем: если какая-то из точек станет убыточной по независящим от нас причинам, мы можем или закрыть ее, или сменить месторасположение. Но сейчас предпосылок к этому нет ни в одной из точек», - говорит глава «Рамстор Казахстан».

Более того, по словам спикера, сейчас директор по инвестициям и строительству компании ведет переговоры и рассматривает предложения по новым точкам инвестиций в Алматы и Астане. Несмотря на сложный экономический период в Казахстане и во всем мире, руководство компании и совет директоров пришли к решению продолжить инвестировать в новые магазины. В течение 2016 уже было утверждено пять новых проектов, в рамках которых планируется открыть супермаркеты «Рамстор», Gourmet и Macrocenter, а также онлайн-магазин, и инвестировать в склады.

Отвечая на вопрос, как компания переживает непростые времена, Айтуг Джан сказал: «Для таких компаний, как наша, получающих доход исключительно в национальной валюте, рост курса доллара имеет крайне негативное влияние – увеличиваются расходы на аренду помещений, оказывается давление на цены продаж товаров, увеличивается себестоимость инвестиций.

Из-за влияния внешних факторов 2015 был очень сложным годом не только для Казахстана. В нашей компании этот период мы предпочитаем называть не «кризисным периодом», а «новым нормальным» периодом». Собеседник заверил, что опыт сети позволит пережить эти времена наименее болезненно. Более того, в этом году, по сравнению с прошлым, продажи компании растут.

Г-н Джан сообщил, что в компании царит «высокодисциплинированная финансовая и административная структура». А у головного офиса - Migros Ticaret A.Ş (штаб-квартира - в Стамбуле, капитализация - $1,65 млрд) более 60 лет опыта в ретейле, а так же более 20 лет развития именно сети «Рамстор» в разных странах. За это время компания получила огромный опыт в период изменения экономической ситуации в разное время в разных странах.

На вопрос, испытывает ли «Рамстор Казахстан» серьезное давление со стороны конкурентов, в том числе таких гигантов, как Carrefour, Айтуг Джан дипломатично ответил, что «новые игроки оказывают серьезный вклад в экономику нашей страны». При этом не забыл похвалить и себя: «Рамстор Казахстан» - первая компания, которая познакомила Казахстанцев с современной торговлей; с момента выхода на рынок и по сегодняшний день - один из самых больших налогоплательщиков страны.

«Большинство населения Казахстана по сей день предпочитают делать покупки на рынках. Внутри страны распространение сетей с современной организованной торговлей приносит большую пользу. Благодаря им появляется необходимость в проверке качества товара, сертификации, растут легальные продажи и увеличивается зарегистрированное количество рабочих мест», - подчеркнул гендиректор «Рамстор Казахстан».

Проанализировать ситуацию мы попросили эксперта в сфере ретейла, генерального директора компании Retail Space KZ Ержана Уразбаева.

F: Ержан, о чем может свидетельствовать закрытие супермаркетов «Рамстор», «Парад», Metro в Алматы?

22 06 2016frb 03- О том, что виновата конкуренция, я бы не говорил: в Казахстане на рынке FMCG ее нет. Не надо быть экспертом, чтобы это понять - достаточно увидеть количество работающих касс в супермаркетах и очереди на них.

Причин закрытия у каждого магазина может быть множество - от некачественного менеджмента и неудачной локации до неработающей модели. В случае с «Рамстором», который закрылся в «Алтын Таразе», я думаю, может быть несколько причин. Например, желание собственников ТЦ сменить якорный формат на другого игрока, более подходящего для концепции. Или оптимизация площадей самого «Рамстора» - т.е., девальвация помогла принять решение о сокращения плохо работающих площадей. И тут, скорее всего, обе стороны были заинтересованы в закрытии магазина.

Закрытие «Парада» в Prime Plaza ни о чем не говорит – это был всего один супермаркет, и создавался он, насколько я знаю, самими собственниками Prime Plaza. Вообще рынок фуд-ретейла достаточно сложный, и без большого опыта и желания трудиться в этом сегменте делать нечего, особенно с одним магазином.

По Metro я изначально не понял выбор локации на Северном кольце. Думаю, владельцы немного поспешили с развитием европейской сети и выбором расположения.

Вообще иностранным компаниям я бы рекомендовал приглашать больше местных консультантов, так как помимо цифр и географии существует еще и менталитет. Именно местные консультанты могут проанализировать, как правильно развивать сети и какие форматы и где лучше всего открывать. Их закрытие я не отношу к внешним факторам. Скорее, это больше внутренняя политика, выбор локации, и т.д., но никак не конкуренция.

F: А можно ли говорить, что магазинам стало труднее с приходом новых игроков, таких как Carrefour?

- Абсолютно нет. У Carrefour всего один магазин, и для того, чтобы хоть как-то повлиять на рынок, сети нужно открыть минимум 3-4 гипермаркета подобного формата. Тогда они смогут конкурировать с местными сетями. Есть еще много мест, где можно открывать продовольственные супермаркеты.

F: На ваш взгляд, как повлияла на эту ситуацию девальвация тенге?

- Самым прямым образом: цены поползли вверх во всех сегментах розничной торговли, особенно нонфуда и одежды. Это прямо повлияло на розничную торговлю, на маржу супермаркетов, на бизнес в целом. По принципу домино захватило всё, в том числе и рынок аренды. Мы – импортозависимы, и девальвация не может нас не задеть. Больше всего пострадал средний сегмент, который оказался самым уязвимым с точки зрения повышения розничных цен. Это мы видим по тому, как упала цена предложения по аренде в ТРЦ, и по спаду продаж ретейлеров.

F: Продолжится ли тенденция с закрытием магазинов различных сетей?

- Безусловно, слабые магазины будут закрываться, а сильные развиваться дальше, несмотря на кризис. Это обусловлено, в первую очередь, недостатком качественных площадей, заходом новых игроков, развитием действующих сильных сетей. Что произошло на рынке Алматы? С 2014 в современных ТРЦ предложение по аренде выросло в два раза с открытием Mega-2, Mega Park, Dostyk Plaza и ряда мелких ТЦ. И все они более или менее заполнены. В связи с их открытием предложение тоже увеличилось почти в два раза из-за развития действующих сетей и захода новых.

Конечно, из-за девальвации розничному рынку будет тяжело. Но мы видим хорошие настроения многих ретейлеров. Это говорит о том, что они настроены на хорошую работу после стабилизации курса тенге. Конечно, сумасшедшего развития, которое отмечалось в 2011-2014, года уже не будет. Но, тем не менее, развитие сетей медленно, но продолжается.

Источник: http://forbes.kz

 

  • Создано .